Подключение трансформатора к шинопроводу. Компенсация вибраций и теплового расширения жесткой ошиновки

trans-podkluch-2-1 Подключение трансформатора к шинопроводу. Компенсация вибраций и теплового расширения жесткой ошиновки

Различные варианты подключения трансформатора к шинопроводу. Слева-направо: шины медные гибкие изолированные, шины медные гибкие плетеные, компенсаторы медные пластинчатые, сочетание жестких и плетеных шин.

Подключение шинопровода к трансформатору и распределительному щиту — наиболее ответственные и трудоёмкие процессы в монтаже шинопровода.

Основные факторы:

  • Подключение трансформатора к шинопроводу  требует высокой точности;
  • Монтажные работы осуществляются в ограниченном пространстве;
  • Выводы трансформаторов имеют довольно хрупкие изоляторы;
  • Большой объём ручной работы.

Для проведения подобных работ высокой сложности и точности применяются гибкие элементы:

1. Шины медные гибкие изолированные ШМГИ имеют высокую гибкость даже на максимальных сечениях. ШМГИ используют, когда нет точных данных о расстоянии между шинопроводом и выводами траснформатора. Шины медные гибкие изолированные ШМГИ — это пакет медных пластин толщиной 0,8-1,0 мм, помещённый в общую изоляцию, при этом пластины между собой не соединены и свободно перемещаются друг относительно друга. При монтаже ШМГИ к выводам трасформатора, обязательно нужен вибродемпфирующий изгиб шины.

Многие типы трансформаторов выпускаются с алюминиевыми проводниками. Для исключения электрохимической коррозии в паре медь-алюминий, при монтаже применяются  пластины переходные медные луженые в качестве прокладки между алюминевым выводом трансформатора и медной шиной ШМГИ. В этом случае применяется оцинкованный крепеж.

2. Компенсаторы шинные алюминиевые КША типовых размеров в исполнении Б У2 для болтового подключения применяются для подключения трансформатора к алюминиевым проводникам шинопровода. Компенсаторы шинные алюминиевые КША изготавливаются из пакетов алюминиевой ленты марки А5м толщиной 0,5 мм. Контактные площадки изготавливаются из алюминиевой шины АД31т, к которым приваривается пакет алюминиевых пластин.  Соединение шины с лентой: сварочный шов, выполненный ручной электро-дуговой сваркой в среде защитных газов (аргон).

3. Компенсаторы шинные медные КШМ обладают высокой гибкостью и малым нагревом. Компенсаторы шинные медные КШМ (пластинчатые ) изготавливаются из медной фольги толщиной 0,2-0,3 мм с контактными площадками, сформированными в монолит по технологии диффузионной сварки. Технология диффузионной сварки обеспечивает отсутствие окислов в соединении и его долговечность, однородность структуры и высокое качество, что в свою очередь ведет к отсутствию нагрева в месте соединения пластин и отсутствию электрических потерь, по сравнению с технологией пайки. Контактные площадки компенсатора шинного медного КШМ могут быть лужеными.

Также применяются Компенсаторы шинные медные КШМ типовых размеров в исполнении Б У2 для болтового подключения, они изготавливаются из пакета медных пластин (лента ДПРНМ ГОСТ 1173-2006, толщина 0,3 мм) к которому приваривается контактная площадка из медной твердой шины М1т ГОСТ 434-78.

4. Шины медные плетеные ШМП обладают высокой гибкостью и позволяют соединять трансформатор и шинопровод в разных плоскостях и особенно в стесненных монтажных условиях и при несовпадении по осям установки. Шины медные плетеные ШМП изготавливаются из плетеных луженых косичек, которые опрессованы в медные плоские контактные площадки. Контактные площадки шины медной плетеной луженые по умолчанию. Также шины медные плетеные изолированные ШМПИ могут быть изготовлены в изоляции на 1 кВ и 10 кВ.

Почему рекомендуется использовать гибкие шины?

Шинопровод и трансформатор не рекомендуется соединять жёсткой шиной, чтобы избежать аварии на линии электропередач:

  1. Гибкие элементы гасят вибрации трансформатора, которые негативно влияют на соединения контактов.
  2. Гибкие шины компенсируют разницу в изменениях размеров элементов трансформатора и шинопровода при нагревании и охлаждении.
  3. Гибкие элементы позволяют компенсировать несоосность выводов трансформатора и шинопровода, допущенные при установке трансформатора и монтаже шинопровода.

Выбор типа гибкого соединения осуществляется, как правило, на этапе проектирования. Но на практике в процессе монтажа могут возникать ситуации, отличные от предполагаемых. Поэтому после установки шинопровода и ГРЩ необходимо сделать новые замеры и определиться с подходящим вариантом. Необходимо стремиться к максимально точному расположению выводов соединяемых конструкций: так, расстояние от выводов шинопровода до выводов трансформатора допускается в пределах 300 мм. Если есть большие отклонения, лучше всего компенсировать их плетеными шинами, более дорогими, но самыми гибкими в нескольких плоскостях.

Применение гибких элементов  проверено многолетним опытом и гарантирует длительную и безаварийную работу оборудования.

НТЦ Энерго-Ресурс производит по чертежам заказчиков все виды гибких подключений трансформаторов к шинопроводам и шинным сборкам любого производства, а также производит шинопроводы и шинные мосты как  со степенью защиты IP 55/66 в клепаном оребрённом алюминиевом корпусе, так и IP 68/69K в литом корпусе на токи до 7500 А с медными и алюминиевыми проводниками.

По теме

Шинопроводы и шинные мосты IP55/66/68/69К

Элементы шинопровода

Монтаж шинопровода

Пластины переходные медные луженые

Шины изолированные ШМГИ, ШМГИ-10, ШМТИ, ШАТИ

 

X