Диспетчеризация — (от англ. dispatch — быстро выполнять) — централизация (концентрация) оперативного контроля и управления на энергетических, промышленных и других предприятиях, основанная на применении современных средств передачи и обработки информации. Диспетчеризация обеспечивает согласованную работу отдельных звеньев управляемого объекта в целях повышения технико-экономических показателей, ритмичности работы, лучшего использования производственных мощностей.
Система диспетчеризации — это набор аппаратных и программных средств для централизованного контроля за технологическими процессами, инженерными системами, системами энергоснабжения и снабжения сырьевыми ресурсами. Информация обо всем оборудовании, подключенном к системе диспетчеризации, выводится на экран компьютера рабочего места оператора-диспетчера в режиме реального времени.
Системы диспетчеризации инженерных объектов делятся на локальные и удаленные.
Локальная диспетчеризация позволяет передавать технологические данные как от одной, так и от нескольких инженерных систем на компьютер оператора (пункт диспетчеризации). В данном случае мы имеем замкнутую систему, т.е. оборудование и пульт управления размещены на одном объекте или в одном здании. Зачастую локальную диспетчеризацию называют автоматизацией.
Удаленная диспетчеризация позволяет осуществлять передачу параметров от одной или нескольких автоматизированных систем с территориально удаленных объектов на центральную станцию диспетчеризации, с помощью различных каналов передачи данных. Удаленная диспетчеризация может применяться для объединения нескольких объектов, например зданий, имеющих локальную диспетчеризацию.
Зачем нужна диспетчеризация?
Система диспетчеризации позволяет организовать плотное взаимодействие между различными подсистемами инженерного оборудования, она также выполняет автоматизированный оперативный контроль и управление. Необходимость создания подобной системы очевидна. Использование системы диспетчеризации тем оправданнее, чем шире спектр инженерного оборудования объекта.
Эффект от внедрения комплексной системы диспетчеризации не заставит себя ждать. Он проявляется в виде:
Диспетчеризация обеспечивает учёт потребления ресурсов, современный сервис, согласованную работу всевозможных автономных систем, входящих в инфраструктуру объекта/комплекса объектов, зданий, а также производит многоуровневое оповещение в случае возникновения аварийной ситуации.
Можно выделить следующие ключевые функции систем диспетчеризации:
Обеспечение человеко-машинного интерфейса
Любое современное здание имеет в своем составе большое количество разнородных инженерных систем. Информация, поступающая от оборудования зачастую непонятна для персонала службы эксплуатации, в частности мигающая лампа «авария» на лицевой панели щита управления системы вентиляции мало что скажет персоналу и в лучшем случае, подвигнет на звонок в компанию поставщика данного щита или обращение к руководству по эксплуатации, если таковое существует. Неисправность в компрессорно-конденсаторном блоке системы кондиционирования придется опознавать считая период мигания светодиодов на соответствующей плате управления и т.д. При этом подавляющее большинство современных контроллеров, управляющих системами вентиляции, имеют возможности коммуникации и позволяют передавать детальную информацию о состоянии системы, неисправностях, режимах работы и т.п. Необходимо только получить эту информацию и представить в удобном для пользователя виде. Тогда написанное по-русски сообщение о загрязнении фильтра или об обрыве ремней вентустановки, неисправности датчика давления, температуры или компрессора компрессорно-конденсаторного блока будет восприниматься оператором единственно верным способом.
Ведение архива параметров и действий операторов
При выходе из строя какого-либо ответственного и дорогостоящего оборудования зачастую происходит длительный «разбор полетов» с непредсказуемым результатом по поиску виновных и мероприятиями по восстановлению оборудования. Система диспетчеризации обеспечивает представление данных за прошедший период времени, помогающее в оценке результатов и качества функционирования системы, кроме этого архив действий операторов играет роль «черного ящика» и позволяет вкупе с архивом параметров проследить действия либо бездействие оператора.
Ведение архива аварийных событий
Служба эксплуатации должна своевременно реагировать на аварийные ситуации, возникающие в инженерных системах, но зачастую, даже имея информацию о параметрах системы, оператор не может среагировать на аварийную или предаварийную ситуацию. Обеспечить контроль возникновения аварии поможет система диспетчеризации, например, имеем подачу тепла от городских сетей, собственно источником тепла является автономная котельная, в которой нет постоянного персонала, сигнал о давлении на вводе в индивидуальный тепловой пункт, контролируется датчиком давления из комплекта тепловычислителя, имея сигнал от этого датчика можно задать граничные значения вида «низкое давление», «аварийно-низкое давление», «высокое давление», «аварийно-высокое». Таким образом, будет автоматически формироваться сигнал о понижении либо повышении давления и своевременно доводиться до оператора в понятной форме.
Ограничение доступа к функциям контроля и управления
Инженерные системы – важный элемент в жизнедеятельности предприятий, поэтому любая ошибка может стоить очень дорого. Для предотвращения риска несанкционированных манипуляций и повышения ответственности сотрудников ведется журнал всех действий диспетчера. Различные категории пользователей имеют определенные права на доступ.
Сигнализация и отображение информации
Отображение параметров систем диспетчеризации в режиме реального времени
На экране диспетчера в режиме реального времени появляется информация об основных показателях системы. Если данные показатели вышли за определенные пользователем пределы, оператор будет оповещен посредством цветовой и звуковой сигнализации.
Тренды
Инструмент «тренды» удобен тем, что позволяет следить за изменением параметров системы в динамике, это помогает предупреждать аварийные ситуации. Инструмент «цифровая панель» предназначен для вывода на экран диспетчера сразу нескольких трендов.
Мнемосхема объекта
Управление и диспетчеризация объекта может производиться посредством интерактивной мнемосхемы, которая отображает необходимые параметры и элементы управления в интуитивно понятной форме. Мнемосхемы могут составляться как на отдельные объекты, так и на системы в целом, что позволяет дать оценку общему состоянию системы.
Удаленное информирование (WEB, SMS)
В целом необязательно постоянное присутствие оператора на рабочем месте. Современные системы сбора и обработки данных позволяют удаленно оповещать пользователей при возникновении аварийных ситуаций и дистанционно контролировать состояние и управлять оборудованием через интернет, в том числе с использование мобильных устройств типа планшет и смартфон.
По теме
АСУТП, диспетчеризация и электропривод. Статьи
Обращайтесь сюда:
Компания «Риэль Инжиниринг» специализируется на цифровизации, автоматизации и диспетчеризации промышленных объектов, выполняя полный комплекс работ по НИОКР, обследованию, аудиту, проектированию и разработке, производству, программированию, монтажу, пусконаладке и сервисному обслуживанию.
тел. : +7(8552) 47-40-47, +7-917-255-61-36, +7-917-286-95-99
г. Набережные Челны, ул. Виктора Полякова, д.6, помещение 13