Классификация условий окружающей среды по ISO 12944-2

Международный Стандарт ISO 12944 был подготовлен Техническим Комитетом ISO/TC 35, Лаки и краски, подкомитетом SC 14, Защита от коррозии стальных конструкций защитными системами окраски. Приводим часть документа для информации.

Часть 2:
Классификация условий окружающей среды
1. Возможности.
1.1 Эта часть ISO 12944 касается классификации условий окружающей среды, в которой находится стальная конструкция, подверженная коррозии этой среды.
— Здесь определяются атмосферно — коррозионные категории, основанные на потере массы (или потери толщины) по стандартным образцам, и описывается типичное атмосферное окружение, которым подвержены стальные конструкции, даются советы по оценке коррозионности;
— Здесь описываются различные категории окружающей среды для конструкций, погруженных в воду или заглубленных в почву;
— Приводится информация о некотором специальном коррозионном напряжении, которое может вызвать значительное увеличение уровня коррозии или предъявить более высокие требования к защитной системе окраски.
Коррозионное напряжение, связанное с определенной средой или категорией коррозионности представляет один существенный параметр, играющий определяющую роль при выборе защитной системы окраски.
1.2 Эта часть ISO 12944 не имеет отношения классификации этой среды, которая может состоять из особого окружения (например в или вокруг химических и металлургических заводов).

2. Нормативные ссылки.
Следующие стандарты содержат положение, которое, благодаря справочным материалам этого текста, составляют условия этой части ISO 12944. Во время публикации, все данные, приведенные здесь, были задействованы. Все стандарты подлежали пересмотру, и стороны подписывавшие соглашение по этой части ISO 12944 должны рассматривать возможности применения наиболее последних изданий стандартов, указанных ниже. Члены IEC и ISO обычно имеют последнюю действенную информацию по Международным Стандартам.
ISO 9223:1992, Коррозия металлов и сплавов. Коррозионность атмосфер. Классификация.
ISO 9226:1992, Коррозия металлов и сплавов. Коррозионность атмосфер. Определение уровня коррозии для стандартных образцов при оценке коррозионности.
ISO 12944-1:1998, Лаки и краски. Защита от коррозии стальных конструкций системами защитных покрытий. — Часть 1: Общие положения.
EN12501 -1: Защита металлических материалов от коррозии — коррозия в почве — Часть 1: Общие сведения.

3. Определения.
Следующие определения применяются в дополнение к тем, которые приведены в ISO 12944-1.
ПРИМЕЧАНИЕ — Некоторые из определений были взяты из ISO 8044:1989, коррозия металлов и сплавов — словарь.
3.1 Коррозионность: способность окружающей среды, вызвать коррозию в данной коррозионной системе. [Стандарт ISO 8044]
3.2 Коррозионное напряжение: фактор окружающей среды, который способствует коррозии.
3.3 Коррозионная система: система, состоящая из одного или более металлов и все факторы окружающей среды, которые влияют на коррозию. [Стандарт ISO 8044]
3.4 Климат: погода, преобладающая на данной местности или данной территории, как установлено статистически метеорологическими параметрами, зарегистрированными в течение длительного периода.
3.5 Атмосфера: смесь газов, также аэрозолей и частиц, который окружают данный объект.
3.6 Атмосферная коррозия: коррозия в атмосфере Земли при окружающих температурах. [Стандарт ISO 8044]
3.7 Тип атмосферы: характеристика атмосферы на основе присутствия коррозийных элементов и их концентрация.
ПРИМЕЧАНИЕ — главные коррозийные элементы — газы (особенно диоксид серы) и соли (особенно хлориды и сульфаты).
3.7.1 Сельская атмосфера: атмосфера, преобладающая в сельских районах, маленьких городах, без значительного загрязнения коррозийными элементами, такими как диоксида серы или хлорид.
3.7.2 Городская атмосфера: загрязненная атмосфера, преобладающая в густо населенных территориях без значительной концентрации промышленности. Имеет среднюю концентрацию загрязнения, такую как диоксид серы или хлорид.
3.7.3 Промышленная атмосфера: атмосфера, загрязненная коррозионными загрязнителями от местной и региональной промышленностей (в основном диоксид серы).
3.7.4 Морская атмосфера: атмосфера в озере или на море.
ПРИМЕЧАНИЕ — морская атмосфера может распространяться на некоторое расстояние, в глубь территории в зависимости от топографии и преобладающего направления ветра. Обычно эта атмосфера загрязнена аэрозолями морских солей (в основном хлориды).
3.8 Местная окружающая среда: атмосферные условия, преобладающие вокруг основных элементов конструкции.
ПРИМЕЧАНИЕ — Эти условия определяют категорию коррозионности и включают метеорологические параметры, и параметры загрязнения.
3.9 Микро-окружающая среда: среда на границе между составляющими элементами конструкции и его окружением. Микросреда — один из решающих факторов в оценке коррозионного напряжения.
3.10 Период влажности: период времени, в течение которого металлическая поверхность покрыта пленкой электролита, которая способна вызвать атмосферную коррозию. Период влажности может быть рассчитан исходя из температуры и относительной влажности, суммируя время, в течение которого относительная влажность была около 80 % и, в то же время, температура около 0 °C.

4. Коррозионное воздействие, вызванное атмосферой, водой и почвой.
4.1 Атмосферная коррозия
Атмосферная коррозия — процесс, который происходит при наличии влажного слоя на металлической поверхности. Влажный слой может быть настолько тонок, что он невидим для невооруженного глаза.
Темп коррозии увеличивается из-за следующих факторов:
— увеличение относительной влажности;
— выпадение конденсации (когда температура поверхности ниже точки выпадения росы);
— увеличение количества загрязнения в атмосфере (коррозийные загрязнители могут реагировать со сталью и могут формировать отложения на поверхности).
Опыт показывает, что значительная коррозия, обычно происходит, если относительная влажность выше 80 %, а температура около 0 °C. Однако при наличии загрязнителей или гигроскопических солей, коррозия может происходить и при белее низких уровнях влажности.
Атмосферная влажность и температура воздуха в определенном регионе мира будут зависеть от климата, преобладающего в той части мира. Краткое описание наиболее важных климатов приводится в приложении A.
Размещение составляющих элементов конструкции также влияет на коррозию. Если конструкция находятся на открытом воздухе, климатические параметры, такие как дождь, солнце, загрязнителей в форме газов или аэрозолей влияют на коррозию. Если конструкция находятся под покрытием, климатические влияния будут уменьшены. В закрытом помещении, эффект атмосферных загрязнителей уменьшен, хотя местный высокий уровень коррозии, может быть вызван бедной вентиляцией, высокой влажностью или конденсацией.
Для оценки коррозионного напряжения, очень важно иметь оценку местной среды и местной микросреды. Пример микросреды — нижняя часть моста (особенно над водой), крыша плавательного бассейна, солнечная или теневая сторона здания.
4.2 Коррозия в воде и почве
Особенное внимание должно быть уделено конструкциям, которые частично погружены в воду или частично заглублены в почву. Коррозия при таких условиях часто ограничивается незначительной частью конструкции, но уровень коррозии здесь очень высок. Тесты воздействия для оценки коррозионности воды и почвы в данном случае не рекомендуются. Однако различные условия погружения или заглубления могут быть описаны.
4.2.1 Конструкции, погруженные в воду
Тип воды — свежая, солоноватая или соленая — имеет значительное влияние на коррозию стали. На коррозионность также влияет содержание кислорода в воде, тип и количество растворенных в воде веществ и температура воды. Наличие животных или растений может ускорить коррозию.
Три различных зон погружения в воду могут быть определены как:
— подводная зона — область, которая постоянно находится под водой;
— промежуточная или переменная зона — область, в которой уровень воды меняется из-за естественных или искусственных эффектов, таким образом, увеличивая коррозию из-за комбинированного влияния воды и атмосферы;
— зона брызг — область подверженная волнам или разбрызгиванию, что может привести к исключительно высокой коррозии, особенно если это морская вода.
4.2.2 Конструкции, заглубленные в почву
Коррозия в почве зависит от содержания минералов в почве и от их природы, а также от наличия органических веществ, воды и содержания кислорода. На коррозионность почвы влияет степень проветривания. Содержание кислорода может изменяться, и при этом могут сформироваться элементы коррозии. Там, где главные стальные конструкции такие, как трубопроводы, туннели, цистерны и т.д., находятся под различными типами почв, почв с различным содержанием кислорода, почв с различным уровнем грунтовых вод и т.д., увеличение местной коррозии может происходить из-за формирования коррозионных элементов.
Для более детальной информации см. EN 12501-1.
Различные типы почв и различия в параметрах почв не рассматриваются как критерии классификации в этой части ISO 12944.
4.3 Особые случаи
При выборе защитной системы окраски, необходимо принять во внимание особое влияние, которому подвергнута конструкция, которое зависит от того, где эта конструкция будет расположена. И проектирование и использование такой конструкции могут привести к коррозионному напряжению, если не будут приняты во внимание классификационные системы, которые приведены в пункте 5. Примеры таких особых случаев даны в приложении B.

5. Классификация окружающей среды.
5.1 Атмосферно — коррозионные категории
5.1.1 Для целей ISO 12944, атмосферная среда разделяются на шесть атмосферно — коррозионных категорий:
C1 Очень низкая
C2 Низкая
C3 Средняя
C4 Высокая
C5-I Очень высокая (промышленная)
C5-M Очень высокая (морская)
5.1.2 Для определения категории коррозионности, рекомендуется испытание стандартных образцов. Таблица 1 определяет категорию коррозионности при потере массы или толщины стандартных образцов, изготовленных из низкоуглеродистой стали или цинка, после первого года действия. Для детализации стандартных образцов и обращения с ними до и после их выставления, см. ISO 9226. Экстраполяция потерь массы и толщины за период менее одного года или наоборот за более длительный период времени, не даст надежных результатов и поэтому, не разрешается. Потеря массы или толщины, полученные от образцовой стали и цинка иногда могут дать различные категории. В таких случаях, берется более высокая категория коррозионности.
Если невозможно выставить стандартные образцы в данном окружении, категория коррозионности может быть оценена просто, принимая во внимание типичное окружение, приведенное в таблице 1. Образцы, приведенные здесь, носят информативный характер и могут быть иногда не точными. Только действительные измерения потери массы или толщины могут дать правильную классификацию.
ПРИМЕЧАНИЕ – категории коррозионности могут быть оценены, принимая во внимание комбинированное влияние следующих факторов окружающей среды: влажность в течение года, концентрация сернистого диоксида в течение года и отложение хлоридов (см. ISO 9223).

Таблица 1 — Атмосферно — коррозионные категории и примеры типичной окружающей среды.

ория коррозионностиУменьшение толщины углеродистой стали мкм/год
(после первого года воздействия)
Примеры типичной среды в умеренном климате
ВнешнийВнутренний
C1 очень низкая≤1,3Обогреваемые здания с нейтральной атмосферой, например: офисы, магазины, школы, гостиницы
С2 низкая>1,3 до 25Атмосфера с незначительным загрязнением. В основном сельские районы.Неотапливаемые здания где выступает конденсат. Например: склады, спортзалы и пр.
C3 средняя>25 до 50Атмосфера города и промышленных зон. Умеренное загрязнение двуокисью серы. Прибрежные территории с низким уровнем солености.Производственные помещения с высокой влажностью и слабым загрязнением воздуха. Например: по производству продуктов питания, прачечные, пивоварни, молокозаводы.
C4 высокая>50 до 80Промышленные и прибрежные территории с умеренной соленостью.Химические заводы, плавательные бассейны, прибрежные верфи и судоремонтные заводы.
C5-I очень высокая (промышленная)>80 до 200Промышленные районы с высокой влажностью и агрессивной атмосферой.Здания или площади с почти постоянной конденсацией и с очень высоким загрязнением.
C5-M очень высокая (морская)>80 до 200Прибрежные или морские территории с высокой соленостью.Здания или зоны с почти постоянной конденсацией и сильным загрязнением

По теме

Лужение, никелирование и серебрение медных шин и деталей

Пластины переходные для соединения алюминиевых и медных проводников. Типы и технологии

Шины медные луженые: из М1т и М1м, ШМГИ луженые

X