Крепление изолированных шин в шкафах, шинных мостах и шинопроводах

При монтаже изолированных шин в шкафу необходимо использовать решения, обеспечивающие стойкость ошиновки к динамическим нагрузкам, возникающих во время короткого замыкания. Дополнительной функцией крепления может быть обеспечение воздушного зазора между шинами, чтобы улучшить естественное охлаждение и избежать перегрева. Шины медные  гибкие изолированные ШМГИ, шины медные твердые изолированные ШМТИ и шины алюминиевые твердые изолированные ШАТИ применяются как в составе электрощитового оборудования, так и для его подключения. Стандартные шинодержатели для плоских шин и шинные распорки для крепления изолированных шин в шкафах не подходят — они применяются только для жестких неизолированных шин ШМТ (М1т) и ШАТ (АД31т и АД0).

Конструкторы шкафов НКУ решают проблему крепления изолированных шин различными способами, применяя скобы, распорки, хомуты-стяжки.

Крепление пластиковыми хомутами-стяжками на данный момент самое распространенное в связи с его минимальной стоимостью и  удобством в применении.

Рекомендации Schneider Electric по креплению изолированных шин: 

Необходимо закрепить шины на изолирующих направляющих хомутами. Расстояние между хомутами зависит от электродинамических ограничений при коротком замыкании. Рекомендуемые расстояния между хомутами приведено в таблице.

Примечание: последний хомут должен устанавливаться как можно ближе к месту соединения. При наличии нескольких шин, их следует укладывать в отдельные пучки для каждой цепи, например: N, L1, L2, L3. Для обеспечения нормально вентиляции проводников между изолированными шинами должны быть обеспечены зазоры с помощью изолирующих прокладок из самозатухающего материала, устанавливаемых на уровне каждого хомута.**

**  ПУЭ7п.4.1.16. В пределах панелей, щитов и шкафов, установленных в сухих помещениях, изолированные провода с изоляцией, рассчитанной на напряжение не ниже 660 В, могут прокладываться по металлическим, защищенным от коррозии поверхностям вплотную один к другому. В этих случаях для силовых цепей должны применяться снижающие коэффициенты на токовые нагрузки, приведенные в гл.2.1.

kreplenie-homut-245x250 Крепление изолированных шин в шкафах, шинных мостах и шинопроводах

Крепление изолированных шин хомутами

kreplenie-homut2-250x207 Крепление изолированных шин в шкафах, шинных мостах и шинопроводах

Расстояние между хомутами

Тип хомута I к.з. макс. (кA, действ) Расстояние между хомутами, мм
Ширина от 9 мм, нагрузка от 80 кг 20 350
25 200
35 100
45 70

 

 

shmgi-shkaf-3-250x131 Крепление изолированных шин в шкафах, шинных мостах и шинопроводах

Крепление ШМГИ в шкафу стяжками

В шкафах применяются также универсальные шинные держатели Rittal, Woehner, Erico, предназначенные в первую очередь для крепления гибких изолированных шин ШМГИ, но подходящие и для крепления жестких изолированных шин ШМТИ и ШАТИ с напряжением изоляции до 1000 в. Единственное ограничение — трудность приобретения данных держателей на отечественном рынке… НТЦ Энерго-Ресурс подобные держатели не поставляет.

derjateli_gibkih_shin-250x226 Крепление изолированных шин в шкафах, шинных мостах и шинопроводах

Крепление в шкафу универсальными держателями

rittal-ud1-2-250x188 Крепление изолированных шин в шкафах, шинных мостах и шинопроводах

Rittal 3079.000/  Woehner 01 298 — Универсальный держатель для шин

rittal-ud2-250x188 Крепление изолированных шин в шкафах, шинных мостах и шинопроводах

Rittal SV 3079.010 / Woehner 01 299 Универсальный держатель для шин

 

 

 

 

 

 

 

erico-ufs-rfs-2-250x75 Крепление изолированных шин в шкафах, шинных мостах и шинопроводах

ERICO системы крепления изолированных шин серий UFS, FS, RFS

 

Контактное соединение изолированных шин в шинных мостах и шинопроводах

Твердые изолированные шины медные ШМТИ и алюминиевые ШАТИ применяются как в составе электрощитового оборудования, так и для его подключения, большое распространение этот тип шин получил при изготовлении бюджетных вариантов шинных мостов и тоководов. Сварные контактные соединение изолированных шин не применяются из-за возможности повреждения изоляции. Применяются болтовые контактные соединения с использованием контактных рифленых либо пружинчатых шайб для сохранения крепежных соединений и предотвращения их раскручивания. Затягивать соединение необходимо ключом, имеющим ограничения по моменту затяжки. Крепеж не должен быть в смазке. Болтовые соединения шин выполняют непосредственно внахлестку, внахлестку с высадкой «утки», встык с помощью накладок, внахлестку с помощью сжимов,  см рисунок.

boltovye-kontakty-250x116 Крепление изолированных шин в шкафах, шинных мостах и шинопроводах

Болтовые контакты соединения шин: а — внахлестку, б — внахлестку с высадкой «утки», в — встык с помощью накладок, г — внахлестку с помощью сжимов

Для контактного соединения  шин одного сечения без сверления применяются продольные соединители шин производства Woehner, Rittal, но их также трудно найти на отечественном рынке и диапазон сечений стыкуемых ими шин ограничен.

Изоляция контактных соединений изолированных шин в конструкции шинного моста либо шинопровода осуществляется несколькими способами:

С использованием  термоусаживаемых трубкок либо ленты с клеевым слоем производства КВТ, TDM ELECTRIC… Внутренняя сторона трубки/ленты имеет клеевой слой, который расплавляется при усадке и обеспечивает герметичность изолирующего контура. Выполняют обмотку лентой внахлест с заходом витков в 2/3 ширины ленты и постепенным прогревом витков до выступления клея по краю ленты при помощи высокотемпературного фена или газовой горелки. Для увеличения рабочего напряжения изоляции термоусаживаемые ленты КВТ позволяют обмотку в 2 слоя.

Применяются жидкие изоленты, самая эффективная из них — жидкая изолента EFELE AC-500 Spray отечественного производства. После нанесения и полной сушки покрытия образуется прочная эластичная обволакивающая оболочка, препятствующая окислению, коррозии, утечкам тока и коротким замыканиям, обеспечивается герметичность и защита поверхности от механических воздействий, воды, агрессивных сред и газов.  Область применения: защита электрических контактов, шинопроводов и других электропроводников, клеммных соединений, приборов… от воздействия агрессивных химических сред, образования коррозии и окисления. Электрическая прочность изоляции при частоте 50 Гц, при +20°С, толщине покрытия не менее 0,15 мм — 5 кВ/мм, диапазон рабочих температур от -40°С до +100°С. Рекомендованная толщина слоя составляет примерно 0,15 мм. При нанесении слишком толстым слоем, возможна неполная полимеризация покрытия и недостаточная адгезия к поверхности. рекомендуется послойное нанесение покрытия с промежуточной естественной послойной сушкой в течение 15-20 минут. Синий цвет жидкой изоленты позволяет контролировать места ее нанесения.

Используются кожухи для соединения электрических шин марки BCI российского бренда Raychman – это специальное приспособление для изоляции высоковольтных шин, в ситуациях когда стандартные термоусаживаемые трубки невозможно использовать. При необходимости изделие обеспечивает легкий доступ к контактам, благодаря системе быстрого размыкания фиксирующих клипс. В качестве материала для производства кожухов Raychman BCI используется полиолефин, высокопрочный полимер, обладающий стойкостью к воздействию большинства химикатов и ультрафиолета. Кроме того, изделия из полиолефина характеризуются широким диапазоном температур эксплуатации и подходят для монтажа в условиях улицы. Рекомендуемая рабочая температура от -55 °С до +90 °С. Кожухи рассчитаны на максимальное напряжение до 35 кВ (зависит от типоразмера). Изоляционные кожухи для соединения электрических шин Raychman BCI стандартно поставляются в кирпично-красном исполнении. Под заказ возможно производство других цветов — красный, желтый, зеленый, черный.  В зависимости от выбранного типоразмера длина кожуха изменяется в диапазоне от 70 до 285 мм, ширина от 35 до 155.

Основные преимущества кожухов Raychman BCI:

  • Повышенная износостойкость материала;
  • Надежная изоляция проводящих элементов;
  • Стойкость к влаге и ультрафиолету;
  • Широкий диапазон рабочих температур;
  • Простота монтажа и демонтажа;
  • Большой выбор размеров и цветов.

Применяются кожухи CBJ-35 из силиконовой резины отечественного бренда Монтажные системы для изоляции смонтированных соединений  магистральных шин.  Кожухи типа CBJ-35  представляют собой гибкий многоразовый (с креплением на клипсах) кожух для изоляции смонтированных соединений  (типа I, L, T) магистральных шин напряжением до 35 кВ  различных типоразмеров.

Характеристики кожухов CBJ

  • Материал изделия: силиконовая резина;
  • Трекингостойкость: 1В 4,5;
  • Диэлектрическая прочность: ≥ 10кВ/мм;
  • Твердость ед. Шора: ≥ 55 — 65;
  • Рабочий диапазон температур: (-50…240).
kojux_bci-150x150 Крепление изолированных шин в шкафах, шинных мостах и шинопроводах

Кожухи BCI

kojux-cbj-i-150x150 Крепление изолированных шин в шкафах, шинных мостах и шинопроводах

Кожух силиконовый CBJ-I

kojux-cbj-l-150x150 Крепление изолированных шин в шкафах, шинных мостах и шинопроводах

Кожух силиконовый CBJ-L

kojux-cbj-t-150x150 Крепление изолированных шин в шкафах, шинных мостах и шинопроводах

Кожух силиконовый CBJ-T

 

 

 

 

 

 

Крепить ШМТИ и ШАТИ в шинном мосту возможно с применением шинных держателей типа ШППШПР.

Так как изоляция электротехнических шин не предназначена для использования вне помещений, конструкция шинного моста либо шинопровода для наружного применения должна быть закрытой.

По теме:

И1.08-08.2008. Взамен ВСН 164-82 Инструкция по проектированию и монтажу контактных соединений шин между собой и с выводами электротехнических устройств

Руководство по сборке, установке и вводу в эксплуатацию электрических щитов (Schneider Electric)

Rittal. Универсальные держатели    — не поставляем

Шинодержатели для серии ERIFLEX FLEXIBAR. Шинодержатели и фиксаторы-проставки  — не поставляем

ERIFLEX FLEXIBAR Accessories — не поставляем

X