При монтаже изолированных шин в шкафу необходимо использовать решения, обеспечивающие стойкость ошиновки к динамическим нагрузкам, возникающих во время короткого замыкания. Дополнительной функцией крепления может быть обеспечение воздушного зазора между шинами, чтобы улучшить естественное охлаждение и избежать перегрева. Шины медные гибкие изолированные ШМГИ, шины медные твердые изолированные ШМТИ и шины алюминиевые твердые изолированные ШАТИ применяются как в составе электрощитового оборудования, так и для его подключения. Стандартные шинодержатели для плоских шин и шинные распорки для крепления изолированных шин в шкафах не подходят — они применяются только для жестких неизолированных шин ШМТ (М1т) и ШАТ (АД31т и АД0).
Конструкторы шкафов НКУ решают проблему крепления изолированных шин различными способами, применяя скобы, распорки, хомуты-стяжки.
Крепление пластиковыми хомутами-стяжками на данный момент самое распространенное в связи с его минимальной стоимостью и удобством в применении.
Рекомендации Schneider Electric по креплению изолированных шин:
Необходимо закрепить шины на изолирующих направляющих хомутами. Расстояние между хомутами зависит от электродинамических ограничений при коротком замыкании. Рекомендуемые расстояния между хомутами приведено в таблице.
Примечание: последний хомут должен устанавливаться как можно ближе к месту соединения. При наличии нескольких шин, их следует укладывать в отдельные пучки для каждой цепи, например: N, L1, L2, L3. Для обеспечения нормально вентиляции проводников между изолированными шинами должны быть обеспечены зазоры с помощью изолирующих прокладок из самозатухающего материала, устанавливаемых на уровне каждого хомута.**
** ПУЭ7 — п.4.1.16. В пределах панелей, щитов и шкафов, установленных в сухих помещениях, изолированные провода с изоляцией, рассчитанной на напряжение не ниже 660 В, могут прокладываться по металлическим, защищенным от коррозии поверхностям вплотную один к другому. В этих случаях для силовых цепей должны применяться снижающие коэффициенты на токовые нагрузки, приведенные в гл.2.1.
Тип хомута | I к.з. макс. (кA, действ) | Расстояние между хомутами, мм |
Ширина от 9 мм, нагрузка от 80 кг | 20 | 350 |
25 | 200 | |
35 | 100 | |
45 | 70 |
В шкафах применяются также универсальные шинные держатели Rittal, Woehner, Erico, предназначенные в первую очередь для крепления гибких изолированных шин ШМГИ, но подходящие и для крепления жестких изолированных шин ШМТИ и ШАТИ с напряжением изоляции до 1000 в. Единственное ограничение — трудность приобретения данных держателей на отечественном рынке… НТЦ Энерго-Ресурс подобные держатели не поставляет.
Контактное соединение изолированных шин в шинных мостах и шинопроводах
Твердые изолированные шины медные ШМТИ и алюминиевые ШАТИ применяются как в составе электрощитового оборудования, так и для его подключения, большое распространение этот тип шин получил при изготовлении бюджетных вариантов шинных мостов и тоководов. Сварные контактные соединение изолированных шин не применяются из-за возможности повреждения изоляции. Применяются болтовые контактные соединения с использованием контактных рифленых либо пружинчатых шайб для сохранения крепежных соединений и предотвращения их раскручивания. Затягивать соединение необходимо ключом, имеющим ограничения по моменту затяжки. Крепеж не должен быть в смазке. Болтовые соединения шин выполняют непосредственно внахлестку, внахлестку с высадкой «утки», встык с помощью накладок, внахлестку с помощью сжимов, см рисунок.
Для контактного соединения шин одного сечения без сверления применяются продольные соединители шин производства Woehner, Rittal, но их также трудно найти на отечественном рынке и диапазон сечений стыкуемых ими шин ограничен.
Изоляция контактных соединений изолированных шин в конструкции шинного моста либо шинопровода осуществляется несколькими способами:
С использованием термоусаживаемых трубкок либо ленты с клеевым слоем производства КВТ, TDM ELECTRIC… Внутренняя сторона трубки/ленты имеет клеевой слой, который расплавляется при усадке и обеспечивает герметичность изолирующего контура. Выполняют обмотку лентой внахлест с заходом витков в 2/3 ширины ленты и постепенным прогревом витков до выступления клея по краю ленты при помощи высокотемпературного фена или газовой горелки. Для увеличения рабочего напряжения изоляции термоусаживаемые ленты КВТ позволяют обмотку в 2 слоя.
Применяются жидкие изоленты, самая эффективная из них — жидкая изолента EFELE AC-500 Spray отечественного производства. После нанесения и полной сушки покрытия образуется прочная эластичная обволакивающая оболочка, препятствующая окислению, коррозии, утечкам тока и коротким замыканиям, обеспечивается герметичность и защита поверхности от механических воздействий, воды, агрессивных сред и газов. Область применения: защита электрических контактов, шинопроводов и других электропроводников, клеммных соединений, приборов… от воздействия агрессивных химических сред, образования коррозии и окисления. Электрическая прочность изоляции при частоте 50 Гц, при +20°С, толщине покрытия не менее 0,15 мм — 5 кВ/мм, диапазон рабочих температур от -40°С до +100°С. Рекомендованная толщина слоя составляет примерно 0,15 мм. При нанесении слишком толстым слоем, возможна неполная полимеризация покрытия и недостаточная адгезия к поверхности. рекомендуется послойное нанесение покрытия с промежуточной естественной послойной сушкой в течение 15-20 минут. Синий цвет жидкой изоленты позволяет контролировать места ее нанесения.
Используются кожухи для соединения электрических шин марки BCI российского бренда Raychman – это специальное приспособление для изоляции высоковольтных шин, в ситуациях когда стандартные термоусаживаемые трубки невозможно использовать. При необходимости изделие обеспечивает легкий доступ к контактам, благодаря системе быстрого размыкания фиксирующих клипс. В качестве материала для производства кожухов Raychman BCI используется полиолефин, высокопрочный полимер, обладающий стойкостью к воздействию большинства химикатов и ультрафиолета. Кроме того, изделия из полиолефина характеризуются широким диапазоном температур эксплуатации и подходят для монтажа в условиях улицы. Рекомендуемая рабочая температура от -55 °С до +90 °С. Кожухи рассчитаны на максимальное напряжение до 35 кВ (зависит от типоразмера). Изоляционные кожухи для соединения электрических шин Raychman BCI стандартно поставляются в кирпично-красном исполнении. Под заказ возможно производство других цветов — красный, желтый, зеленый, черный. В зависимости от выбранного типоразмера длина кожуха изменяется в диапазоне от 70 до 285 мм, ширина от 35 до 155.
Основные преимущества кожухов Raychman BCI:
Применяются кожухи CBJ-35 из силиконовой резины отечественного бренда Монтажные системы для изоляции смонтированных соединений магистральных шин. Кожухи типа CBJ-35 представляют собой гибкий многоразовый (с креплением на клипсах) кожух для изоляции смонтированных соединений (типа I, L, T) магистральных шин напряжением до 35 кВ различных типоразмеров.
Характеристики кожухов CBJ
Крепить ШМТИ и ШАТИ в шинном мосту возможно с применением шинных держателей типа ШПП, ШПР.
Так как изоляция электротехнических шин не предназначена для использования вне помещений, конструкция шинного моста либо шинопровода для наружного применения должна быть закрытой.
По теме:
Руководство по сборке, установке и вводу в эксплуатацию электрических щитов (Schneider Electric)
Rittal. Универсальные держатели — не поставляем
Шинодержатели для серии ERIFLEX FLEXIBAR. Шинодержатели и фиксаторы-проставки — не поставляем
ERIFLEX FLEXIBAR Accessories — не поставляем